Этическая мысль

Цели его ни у кого не вызывают сомнений. Нам нужны такие люди, говорил В. И. Ленин, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», не побоятся «признаться ни в какой трудности» и не ис¬пугаются «никакой борьбы для достижения серьезно поставлен¬ной себе цели» . Задача воспитания самостоятельности и ответ-ственности красной нитью проходит сквозь все последние реше-ния КПСС.

Но результаты воспитания отражают прежде всего его общий стиль. Здесь, как в гомеопатии, подобное проистекает из подоб-ного: доброта — из доброты, интеллигентность — из интеллигент¬ности, самостоятельность — из самостоятельности.

Нравственное воспитание и пропаганда должны как огня бояться пошлого морализирования, порождающего цинизм и скепсис. Нравственное развитие человека идет параллельно его умственному и социальному развитию и зависит прежде всего от характера его собственной жизнедеятельности. Четкое и недвус¬мысленное противопоставление добра и зла педагогически эффек¬тивно только на фоне поощрения собственной нравственной активности воспитуемого, ибо истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспитание — это человеческое достоинство в действии…»3.

Как показывают фундаментальные исследования московского психолога Е. В. Субботского , уже у дошкольников формирование альтруистического стиля поведения предполагает определенную степень независимости, возможности и даже необходимости принимать какие-то самостоятельные решения и совершать поступки. Нравственные поступки всегда сопряжены с возмож¬ностью отрицательных последствий — риском совершить ошибки в постановке и решении задачи, неодобрением со стороны других людей и т. д. Однако они не только укрепляют характер подра¬стающего человека, пробуждают чувство самостоятельности и ответственности, но и ускоряют формирование внутренних мо-ральных инстанций, в отличие от ориентации на готовые, внешние правила, соблюдение которых обеспечивается контролем извне. Именно так закладывается основа того сочетания максимальной требовательности к себе и терпимости к другим, которая отличает нравственную личность взрослого человека и еще отсутствует у ребенка.

В процессе взросления, личностного развития степень само-стоятельности и ответственности человека должна повышаться. Этого настоятельно требуют как интересы общества, так и наше собственное психологическое благополучие. Ведь, как мудро ска¬зал А. С. Пушкин, «независимость и самоуважение одни могут нас возвысить над мелочами жизни и над бурями судьбы»1.

Е. Л. Дубко

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Понятие «социальная справедливость» заняло в последние годы в нашем общественно-политическом лексиконе одно из центральных мест, что явилось своеобразной реакцией на застойные, негативные процессы 70-х годов, формой их критики. Что это за понятие? Имеет ли оно строгое объек-тивное содержание? Можно ли свести к единому основанию его многообразные аспекты? Наука пытается дать ответы на эти вопросы. Но научные представления о справедливости не единственные, есть еще голос нравственного чувства. Как одно соотносится с другим?

Справедливость — это понятие морали и права. Оно служит либо для оправдания существующих общественных отношений, либо для объяснения необходимости их изменения, утверждения ценности альтернативного образа жизни. Посредством этого понятия общественное мнение и массовое моральное сознание фиксируют социально значимую сторону поведения людей, сущ¬ность и тенденции социальной политики, «угадывают» и оцени¬вают их исторический смысл. Реакция морального сознания на те или иные социальные факты, например осуждение стяжатель¬ства и паразитизма, говорит не только о том, что данный факт «невыносим» и не оправдан, но и о том, что он «пережил себя» и «несохраним». Моральное осуждение того или иного явления — симптом его разложения.

Однако нравственные оценки не раскрывают природу явлений. Этим делом должна заниматься наука. Но люди имеют не меньшее право судить об обстоятельствах своей жизни, так как играют активную роль в их изменении и переустройстве. Только люди могут сделать их по-настоящему человечными.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.