Этическая мысль

Свет¬ские общественные ритуалы (обнародования законов, открытия памятников, выставок, торжественные возложения цветов, свадеб¬
ные и похоронные церемонии ит. п.) используются для выраже¬ния (признания, утверждения, символизации) значимости различ¬ных общественных (семейных, государственных и т. д.) явлений (объектов, событий, идей). Этикет же обеспечивает контакты меж¬ду людьми на основе того, какую значимость они придают друг другу. Он оформляется и приобретает собственный «облик» уже в классовом обществе.

Для того чтобы поведение людей было приспособлено к сущест¬вованию в расслоенном обществе, чтобы они приняли это рас¬слоение как необходимый порядок, как раз и потребовался этикет, требующий признать ту значимость каждого человека, которую обусловливают его происхождение, общественное положение, заслуги, привилегии, титулы и т. п. И чем важнее было сохранять различия между отдельными слоями общества, тем сильнее раз¬вивались этикетные формы. В развитых рабовладельческих и фео¬дальных обществах этикетные формы были разработаны до слож¬ных церемониалов. Именно в сословном обществе сложилась и вы¬делилась этикетная культура, осуществляющая своеобразные функции и имеющая весьма разветвленную структуру. Она стала средством признания и поддержания самоценности каждого сво¬бодного человека.

Формирование этикета свидетельствует о возникновении созна¬ния, что каждый свободный человек имеет самостоятельную зна¬чимость, отличную от простой полезности, инструментальности невольника, раба, слуги, чужеродного, крепостного и т. п. Разу¬меется, только в условиях порабощения и могло впервые появиться противопоставление простой полезности и самоценности человека. Раб, варвар, чужеродный может быть полезным как средство для другого, но самостоятельной ценности он не имеет. Не случайно Аристотель в свое время рассуждал: «…кто по природе принад¬лежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб» ‘. Себе может принадлежать только сво¬бодный человек, способный руководствоваться своим разумом и, следовательно, руководить действиями другого, который такой способностью не обладает. Людьми, неспособными к самостоя-тельному существованию, считались не только рабы, но и чужие нйроды, варвары, неспособные к властвованию и могущие стать жертвой завоеваний (Платон считал их «врагами по природе», в отличие от греков, которые в его понимании были по природе «братьями, отцами, сыновьями» и имели самостоятельную цен-ность как родственники ). А древнекитайский политик и фило-соф Гуань Чжун весь народ и своей страны рассматривал как средство: «…народ используется для служения правителю; [физи¬ческая] сила — для служения уму; тело — для служения мысли — это закон [всех] вещей» ‘.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.