Этическая мысль

Книжное обучение было типичным для классового, прежде все¬го капиталистического, общества. Оно вырастает на базе глубоко¬го разрыва официальной идеологии и реальной практики жизни, состоящего в том, что в книгах «все было расписано в самом луч¬шем виде, и эти книги, в большинстве случаев, являлись самой отвратительной лицемерной ложью» (с. 302), прикрывали отвра¬тительную действительность классового угнетения. Книжное обу¬чение органически вписывалось в эту фальшивую, лицемерную раздвоенность общественной жизни и было формой ее воспроизво¬дства. Оно состояло в том, что книгам, духовным занятиям припи¬сывалась самодовлеющая роль (созерцательное блаженство счи¬талось одним из высших этических идеалов в классовую эпоху). Бо¬лее того, предполагалось, что образование, просвещение являются исходным пунктом и основой изменения реальных жизненных от¬ношений. Сама связь книги и опыта жизни, теории и практики, долженствования и действительности оказывалась перевернутой. Книжное обучение, вообще ограниченно-просветительский подход к действительности вредны со многих точек зрения (они, в част¬ности, порождают школу зубрежки, муштры; отягощают челове¬ческую память массой ненужных, мертвых знаний), но самая большая их опасность состоит в том, что они закрепляют и сами становятся дополнительным источником разрыва между словом и делом, теорией и практикой, «который составлял самую отвра-тительную черту старого буржуазного общества» (с. 302).

Альтернативой книжному обучению является обучение, свя-занное с жизнью, с борьбой, с коммунистической миропреобра- зующей деятельностью, исходящее из определяющей роли практи¬ки по отношению к теории; оно отказывает книгам в само-довлеющей ценности, выявляя тем самым их действительную ценность как незаменимого посредствующего звена между инди¬видом и накопленным веками опытом человечества. В. И. Ленин продолжает ту линию социально-педагогической мысли, которую блестяще наметил К- Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Просвети¬тельская общественная теория именно в силу того, что она была просветительской (книжной), приводила к разделению общества на две части — воспитателей и воспитуемых, из которых одна воз¬вышается над другой. Она, говорит К. Маркс, не могла связать из¬менение человека с изменением обстоятельств его жизни, выявить их единство, ибо такая связь раскрывается только в революцион¬ной практической деятельности. Эта мысль, как мы увидим, ста¬нет центральной в ленинском анализе сущности коммунистиче¬ской нравственности.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.