Этическая мысль

«Книжность» и «сектантство», в ходе преодоления которых только и можно, по Ленину, учиться коммунизму,— действительно очень грозные опасности. Они не сводятся к простым ошибкам, возникающим в результате недомыслия или других субъективных просчетов, а имеют историческую природу, глубоко укоренены в сознании и реальном бытии людей. Они представляют собой «естественные» деформации, своего рода альтернативы, взаимно обусловливающие и переходящие друг в друга крайности духовно¬го развития нового общества. Советская страна постоянно стал¬кивалась с ними, не всегда, к сожалению, умея достойно противо¬стоять им. Так, на начальных этапах, вплоть до 50-х годов, в обще-ственном сознании были сильны сектантско-нигилистические тен¬денции (в этике, например, это выразилось в категорическом отрицании общечеловеческого содержания морали). 70-е годы ха¬рактеризовались книжностью, нарастающим разрывом между словом и делом, который не замыкался школой, а проник во все сферы общества, доходя порой до откровенного социального фарисейства (одно из свидетельств этого — склонность идеоло¬гии к морализаторству). И когда сейчас партия говорит, что нам необходимо учиться социализму, учиться демократии, то это впол¬не можно понять как конкретизацию применительно к современ¬ным условиям ленинского требования учиться коммунизму.

КАК УЧИТЬСЯ КОММУНИЗМУ?

Итак, задача ясна: учиться коммунизму. Но теперь возникает вопрос: как надо учиться коммунизму, какими путями дости-гается поставленная цель, какова роль нравственности в жизни человека и общества? Эти проблемы и анализирует В. И. Ленин во второй части своей речи.

Отвлечемся ненадолго от основного сюжета и рассмотрим за¬ключающуюся в ленинской речи в высшей степени примечательную логику рассуждения, движения его мысли от постановки задачи, определения цели человеческой деятельности в данную эпоху (пер¬вая часть речи) к вопросу о том, как, какими средствами добиться осуществления поставленной цели и какова в этом роль нравствен¬ности (вторая часть речи). Она, эта логика, прямо смыкается с ос-новными, протекавшими на протяжении всей истории философии идейными спорами по вопросам морали — борьбой между этикой счастья и этикой долга, эпикуреизмом и стоицизмом.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.