Этическая мысль

С. С. АВЕРИНЦЕВ

Отвечать на предложенные вопросы — дело очень рискованное, и мне нужно немалое усилие, чтобы справиться с оторопью. Кто я такой, чтобы говорить о морали, на каком костре стою, чем за-платил за право высказываться? Знаете, в Евангелиях говорится, что надежда есть и у пропащей женщины, и у разбойника, и даже, что гораздо поразительнее, у мытаря, то есть нечистого на руку сборщика налогов, но суровее всего- отношение к фарисею — профессиональному резонеру, специалисту по этике, так сказать. Оно и понятно: у тех еще остался непочатый, заповедный запас, о котором оРш и сами не ведают, неиспользованный шанс потряс¬тись и начать жизнь сначала,— а фарисей разменял этот запас, этот шанс, на уверенные, бестрепетные слова. Кто говорит о мо¬рали, берет на себя страшный риск, что его рацеи перекроют своей толщей дыхательные пути, по которым только и может дой¬ти до наших душ воздух. Заболтать вопросы совести, превратить их в «темы» — что может быть страшнее?

У Лао-цзы есть слова: «Кто знает — не говорит, кто говорит — не знает». Ну что же, попробую говорить, исходя из допущения, что я тот, кто «не знает».

1. Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу «этику», «мораль» и «нравственность»; этимологиче-ски это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, а под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Я бы сказал так: совесть — не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из оклика- ния совести правильные практические выводы, нужен ум. Мо¬раль и должна быть посредницей между совестью и умом. Со¬весть — глубина, ум — свет; мораль нужна, чтобы свет прояснял глубину.

2—3. Относительно опасности общественных пороков. Проци¬тирую роман Булгакова: «Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе челове¬ческих пороков одним из главных он считает трусость». Булгаков¬ский Пилат больно задет этими словами. Пусть будет больно и нам.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.