Этическая мысль

Американский психолог С. Милгрэм проводил серию опытов, в которых один испытуемый задавал другому задачи, а в случае ошибочного решения «наказывал» ученика электрошоком раз-личной силы — от 15 до 450 вольт. На самом деле никакого элек-тричества не было, за стеклом кричал, плакал и корчился от боли артист. Но как могли вообще нормальные люди участво¬вать в столь жестоком эксперименте? При предварительных опро¬сах люди единодушно говорили, что и они сами, и все остальные отказались бы подчиняться экспериментатору. На самом же деле две трети испытуемых доводили опыты до конца, несмотря на видимые страдания жертвы. И дело не просто в том, что «послу¬шание» оказалось в них сильнее «милосердия», а в том, что они не поняли, нравственного смысла испытания, которому подверг¬лись. Почтение к науке и поглощенность содержательной стороной опыта — «Неужели этот тупица не может запомнить такой простой материал?» — помешали им заметить, как они сами превратились в простых исполнителей чужой, и притом заведомо злой, безнрав¬ственной воли.

Подобные эксперименты кажутся жестокими. Но жизнь прове¬ряет нас постоянно, и гораздо серьезнее. Самые коварные нрав¬ственные испытания подстерегают человека не столько в экстре¬мальных, сколько в самых обычных, будничных обстоятельствах, проблематичности которых мы часто даже не замечаем. Кажется, что может быть худого, если человек берется за предложенное ему интересное дело? Ничего. Ну, а если при этом обойден твой товарищ, имевшей больше оснований и прав на эту работу? Замечаем ли мы подобные противоречия своевременно или преиму¬щественно задним числом, да и то не всегда? И существуют ли здесь «единственно правильные» решения, обязательные для всех?

КАК ОЦЕНИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА:

ПО МОТИВАМ ИЛИ ПОСТУПКАМ?

В свете индивидуалистической философии, подобной экзистен-циализму, единственным критерием «подлинности» или «непод- линности» поведения личности, а следовательно, и ее моральной ответственности является степень соответствия поступка внутрен¬ним убеждениям человека. Сами же убеждения оценке не подле¬жат. «…Экзистенциализм, беспощадно строгий ко всем проявлени¬ям малодушия и ко всем его рационализациям, оказывается пре¬дельно снисходительным по отношению к неведению. От экзистен-циального обвинения почти всегда (а особенно в тех сложных
случаях, когда речь идет о социальной ответственности) можно отделаться с помощью своего рода «когнитивного алиби»: я, мол, не знал этого; я искренне верил в то, что внушали; я считал достоверным то, что все считали достоверным, и т. д. Представле¬ние о личности, из которого исходил Маркс, исключает подобные оправдания. Оно предполагает, что человек ответствен не только перед своими убеждениями, но и за свои убеждения, за само их содержание. Личность, которая по условиям своей жизни имела возможность для интеллектуального развития… обязана знать то, что возможно знать, что теоретически доступно для ее времени» .

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.