Этическая мысль

Замечено, что народ относился к уголовным преступникам, каторжникам, прежде всего как к людям несчастным, достойным
жалости. И не по причине потери свободы и каторжных лишений, а прежде всего потому, что они сгубили себя нравственно, в че¬ловеческом смысле слова. Человек теряет себя, лишает себя воз¬можности подлинного существования, когда попирает правду. А ведь ради настоящей жизни, ему казалось, он и шел на преступ¬ления. Один из жизненных парадоксов: обретая (блага, власть и т. д.), человек теряет много больше, ибо потеря себя — самая страшная, самая тяжелая из всех потерь. Возмездие обычно при¬ходит и со стороны внешней —люди чувствуют падение личности и лишают маскирующегося порочного человека любви и уважения. «Но ведь злодеи могут властвовать?!» — слышу я возражение возможного оппонента. Да, так бывало, и нередко. Однако власт¬вование над людьми не дает очень часто счастья, жизненного удовлетворения. Не случайно опять-таки в народе власть традици¬онно воспринималась как тяжелая ответственность, ноша: чтобы управлять другими, надо иметь уверенность в своей праведности, в своем моральном праве на власть.

Преступление и наказание как нравственная проблема — одна из центральных тем русской художественной литературы, начи¬ная с А. С. Пушкина. О том, как понимал он эту проблему, инте¬ресно говорится в статье В. Непомнящего «Пророк», опублико¬ванной в первом номере журнала «Новый мир» за 1987 г. «Пре¬ступление происходит в этом мире тоже неслучайно и неспроста. Но отнюдь не потому, что оно обусловлено сутью и правдой этого мира,— напротив. В том-то и дело, что преступление как раз и начинается с отвержения этой правды, точнее — с убеждения, что наличие правды можно отвергнуть, что «нет правды на земле. Но правды нет —- и выше». То есть всякое преступление есть не что иное, как пере-ступление правды. И остаться без последствий оно не может: преступление есть падение, и в пушкинском мире это почти буквально: преступивший правду и в самом деле теряет почву под ногами и падает, проваливается в область мрака и хаоса — в такую область, где все ложно, все перепутано и ра¬зорвано, все вверх ногами… один удивляется и возмущается тем, что, убив младенца-царевича и узурпировав престол, не. может купить за «злато» и за «новые жилища» народную любовь, хотя удивляться и возмущаться тут нечему… Попрание совершается не вслепую, не нечаянно или случайно, оно происходит свободно — потому что правду знают все. В том числе и «преступники». Зна¬ют — и попирают» .

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.