Этическая мысль

Поводом для первых попыток рассмотрения проблем, встающих перед человеком в ситуациях общения с животными, послужило возникновение в XIX в. обществ, имеющих целью предупрежде¬ние и пресечение жестокого обращения с животными. Первое та¬кое общество было учреждено в 1824 г. в Англии, позднее ана¬логичные общества возникли во многих европейских странах. В России Общество покровительства животным было организова¬но вначале в Одессе, а затем в Санкт-Петербурге (в 1865 г.) и других городах. Выступая против жестокого обращения с живот¬ными, члены этих обществ создали соответствующую систему прос¬вещения и воспитания в школах, способствовали росту общест¬венного интереса к рассмотрению положения животных, приру¬ченных человеком, изучению жизни и рациональному использова¬нию диких животных, были инициаторами принятия законов, поз¬воляющих пресекать действия, причиняющие животным страда¬ния. Эти общества распространяли и популяризировали сведения по зоологии, содействовали поднятию культуры охоты и рыболов¬ства, животноводства и сельского хозяйства в целом. Их члены занимались лечением больных животных, обучали правильному уходу за ними, следили за соблюдением правил уничтожения оди-чавших бродячих животных, представлявших угрозу здоровью лю-дей, и за выполнением правил торговли животными и их убоя. Так, по представлению Российского общества покровительства живот-ным, авторитет которого был очень высок, лица, виновные в жесто¬ком обращении с животными, штрафовались и даже увольнялись с государственной службы. Общество обращалось к правительству с предложением о внесении в законодательство правил гуманного
обращения с животными, добилось изменения сроков и правил охоты в ряде губерний. Благодаря его активности за использова-ние больных и ослабевших лошадей, издевательство над кошками и собаками стал взиматься штраф 10 рублей, а за разорение ради забавы птичьего гнезда — 2 рубля. В 1886 г. министерство внут-ренних дел России утвердило правила, согласно которым за жесто¬кое убийство и увечье животного полагался штраф до 100 руб¬лей и арест до одного месяца. Общество посылало своих обвините¬лей на судебные процессы, где рассматривались дела о поку¬шении на «естественные права» животных и жестокое обращение с ними.

Однако в условиях царизма полезные и гуманные начинания Российского общества покровительства животным не получили об¬щегосударственного воплощения и не дали заметных результатов. Инициативы общества часто вступали в прямое противоречие с частнособственнической системой хозяйства и потребительской психологией, все более укоренявшейся в общественном сознании. Когда, например, в 1914 г. участники Российского природоохра¬нительного движения внесли предложение об организации на Ку¬бани заповедника для охраны зубров, правительство дало им такой ответ: «Охрана редких зоологических пород не отвечает понятию общеполезной государственной меры, ради осуществления которой можно поступиться неприкосновенным вообще правом частной собственности» ‘.

Что же касается теоретических аспектов проблемы общения человека с животными, то вклад представителей движения в за-щиту животных в ее разработку был очень скромным. Хотя обсуж-дение на страницах печати различных сторон этой проблемы и способствовало привлечению к ней внимания и определенной нрав¬ственной ориентации общественного сознания, все же редко кто из участников дискуссии выходил за рамки простого морализа-торства.

И сегодня проблема нравственной регуляции отношения чело-века к животным не получила в отечественной литературе долж-ного внимания. Философы, обществоведы, как нам кажется, не стремятся глубоко вникнуть в мировоззренческую подоплеку бур-ных споров о характере и перспективах общения человека с жи-вотными, вновь и вновь вспыхивающих на страницах популярных газет и журналов. Участие философов в этих спорах сводится к отдельным высказываниям, которые, как правило, не идут дальше морализаторских сентенций о необходимости любви к животным, о воспитательном значении чувства сострадания (иногда подкреп-ленных литературными примерами, ссылками на изречения «стол-пов мудрости») или же утверждений, что любовь к животным вы-текает из норм социалистической морали.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.