Этическая мысль

При всем этом этикет повседневного общения — не маска, скрывающая действительного человека, не притворство, не средст¬во обмана людей (хотя человеку, смотрящему на этикет со сто¬роны внешнего наблюдателя, и может так показаться), а показа¬тель социализации, самодисциплины и нравственной установки. Это культура, при помощи которой человек обучается ладить с достоинством других и тем самым обеспечить защиту своего до¬стоинства, создать условия для преодоления конфликтных си¬туаций, достижения намечаемых целей общения. Несоблюдение требований этикета в повседневной жизни, сознательное и бессоз¬нательное унижение человеческого достоинства в различных сфе¬рах общения приводит к негативным последствиям не только нравственного, но и чисто практического характера. В одних слу¬чаях (например, в сфере массовых контактов) возникают бес¬смысленные недоразумения, конфликты, ссоры, проявления бо¬лезненной раздражительности; в других (скажем, в научных дискуссиях) — становится невозможным достигнуть взаимопони¬мания, добиться конструктивных результатов; в третьих (во взаи¬моотношениях между руководством и подчиненными) — облегча¬ются возможности «превращать» исполнение общественных функ¬ций в личный инструмент своеволия и т. д. Во всех случаях гру¬бость, неумение, неспособность или нежелание считаться с челове-ческим присутствием других, с их достоинством и вообще с их значимостью ухудшает самочувствие людей, психологический кли¬мат их бытия, истощает нервную систему, отрицательно влияет и на результаты трудовой деятельности.

Не случайно поэтому так энергично советские публицисты вы-ступают за улучшение культуры этикета в быту, в сфере массовых контактов (на улице, в магазинах, в общественном транспорте, в приемных учреждений), в научных дискуссиях и выступлениях литературно-художественной критики, в отношениях между служ¬бами быта и клиентами, между начальниками и подчиненными. Эти устремления приобрели поддержку и опору в новой редакции Программы КПСС, где впервые так определенно сформулиро¬вано требование защиты достоинства человека.

Краткий обзор основных исторических этапов развития форм и функций этикета не претендует, разумеется, на большие, гло-бальные выводы. Но хочется надеяться, что он не будет совсем бес¬полезным, если хотя бы посеет сомнение в обоснованности при¬вычных представлений о скромном месте этикета в жизни совре¬менного человека.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.